Видеть в детях агрессию — гнев, злость, жестокость всегда очень тревожно и неприятно. Дети, которые часто проявляют агрессию, могут чувствовать себя незащищёнными, нелюбимыми в семье или видят образцы такого поведения вокруг себя.
Необходимо понять причину, заставляющую ребёнка проявлять себя таким образом. Чаще всего причины кроются в системе детско-родительских отношений, конкретнее, в недостатке любви со стороны значимых взрослых. Это происходит в тех случаях, когда ребёнок воспринимается как нежеланный ещё до рождения. Возможны ситуации, когда такая нежелательность проявляется позже. Ребёнок начинает «мешать», раздражать, что порождает недоброжелательное, а иногда и жестокое к нему отношение. В результате у малыша возникает чувство незащищённости, «брошенности», и он вынужден реагировать агрессивно, чтобы как-то утвердить себя. Поэтому нередко подобное поведение — это способ привлечь к себе внимание, добиться любви: «Пусть лучше кричат, ругают, наказывают, чем не обращают внимания»
Другой причиной агрессивности является стремление ребёнка к автономии, самостоятельности, ограждению своего «Я». Нередко это выступает как защита в ситуации давления, ограничения желаний, унижения личности. Прямые запреты без рационального обоснования, насмешки над неудачами приводят к актуализации защиты: ребёнок встаёт в угрожающую позу, и применят устную или физическую агрессию.
Какова тактика поведения взрослых в ситуации проявления ребёнком агрессивности? Взрослый должен показать ребёнку, что агрессия вредит ему самому. Такую рациональную терапию нужно проводить не во время агрессивной вспышки, а по её окончании, когда аффект истощается. Важно показать ребёнку, что он теряет друзей, доброе расположение взрослых, к нему все начинают плохо относиться. Говорить это следует спокойно и доброжелательно, поощряя ребёнка на ответное общение и доброжелательность. Вмешивайтесь каждый раз, когда видите проявление жестокости, и заставьте ребёнка в полной мере осознать, к каким результатам привело его поведение: «Когда ты выгнал Андрея из игры, он очень обиделся, ему было обидно от такой несправедливости».
Помогите ребёнку увидеть в себе хорошее: «Каждый человек очень важен. Вот ты так любишь и умеешь рисовать, что дети просят тебя помочь им». Не скупитесь на ласку, когда ребёнок совершает хорошие поступки по отношению к другим: «Ты помог Коле, ты хороший друг».
Нужна длительная работа, направленная как на устранение причин агрессии, так и выработку позитивных способов реагирования ребёнка на ситуацию, её провоцирующую.